Саратов, Техническая улица, 12 АБ
E-mail: glassmasters@mail.ru
+7 (960) 344 12 90
Искусство витража

История стекла стара как мир. Помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию: стекло. С точки зрения физики, стекло является "переохлажденной жидкостью", и поэтому после выхода из стекловаренной печи не кристаллизуется, оставаясь абсолютно однородным по консистенции. Это свойство позволяет всем видам стекла (матовому, прозрачному, белому и цветному) демонстрировать уникальную способность преломлять проходящие сквозь стекло лучи света, приобретая блеск драгоценного камня.

С давних времен, в силу уникальности механизма эстетического воздействия полупрозрачного лучистого материала, искусство витража занимает свое особое место в ряду декоративно-прикладных искусств. Росписи, фрески, картины, зрение человека воспринимает в отраженном от поверхности свете. С витражами все по-другому. Проходя сквозь цветное стекло, лучи света окрашиваются в яркие цвета, созданные с помощью одних только проникающих свойств света.

История цветного стекла уходит корнями в архитектуру. Эффект большинства витражных работ основан главным образом на пространственном и структурном окружении. Силу воздействия витражей на воображение человека трудно преувеличить. Достаточно войти в любой известный готический собор и убедиться в его привлекательности для туристов и непреходящей ценности как место духовного единения.

Технология витража

Традиционная технология изготовления витража в основном сформировалась в средние века. В то время стекло варили в сферических печах используя для этого глиняные горшки. Порошкообразные окислы металла, те же из которых приготовляли краски, добавляли в расплав для получения цветов синего (кобальт), пурпурного (марганец и медь), зеленого (хром и железо). Стекло варили небольшими порциями. Стеклянные пластины производили методом выдувания шара, затем его в горячем состоянии прокалывали, и с помощью специальных инструментов распрямляли используя центробежную силу. Одна витражная средневековая панель состояла из сотен отдельных, обычно маленьких  стеклянных кусочков, с изъянами, пузырями и неровными краями. Подобные несовершенства придают ранним витражам особую прелесть за счет лучистой игры света. Гораздо позже в целях преломления света и создания эффекта драгоценных камней, намеренно стали добиваться неоднородности стекла.

В средневековье фрагменты витража расписывали матовыми эмалевыми красками из окислов металлов, которые смешивали с растертым стеклом и добавляли клей или смолу для связки компонентов. Расписанные элементы с изображениями лиц, деталей костюмов , орнаментов, обжигались в печи для вплавления в основу стекла. Далее готовые кусочки скреплялись и удерживались с помощью двутавровых свинцовых переплетов. Лучезарность ранних витражей соответствовала концепции связи света и духа, поэтому витраж воспринимался  как посредник  между земными и божественными сферами.

Шло время, и по мере усовершенствования технологий стеклоделия менялась и конструкция витражей. Основной проблемой мастеров витражного дела всегда оставалось получение подходящего материала. В силу ряда условий витражные стекла стали изготовляться лучшего качества (ровнее и тоньше). К концу готического периода отпала необходимость в обрамлении отдельных цветных элементов свинцовыми переплетами. В дизайне витражей наметился более живописный подход. Замыслы витражей, осуществленные художниками, чьим основным видом деятельности являлась живопись или скульптура. Достигали уровня совершенства, сравнимого  с теми мастерами кто специализировался исключительно на витражах.

К концу XVIII века витражное дело стало приходить в упадок в силу ряда политических и религиозных разногласий, а так же военных конфликтов. В стиле "барокко" не находилось достойного места витражному цветному стеклу.

В конце XIX и начала XX веков витражное искусство вновь стало возрождаться отойдя от готической модели. Те художники кого привлекали новейшие стили, стали использовать витражи для выражения общей эстетики дизайна. Архитекторы лично проектировали все элементы построек от стен и крыши до витражей, осветительных приборов, драпировок, ковров и столовой посуды. Влечение к всесторонней гармонии было вызвано влиянием японского искусства и культуры. Дизайнеры нового поколения были заинтересованы в объединении красоты и функциональности. Расцвел стиль "Арт Нуво", а так же в это время усовершенствовались технологии производства. С появлением в несущих материалах чугуна, дизайнеры обрели беспрецедентную свободу в создании витражных стен и потолков. Передовые технологии стеклоделия, позволявшие производить крупноразмерные листы стекла, открывали художникам новые просторы.

Особый вклад в развитие витражного дела эпохи "Арт Нуво" принадлежит Луису Тиффани (сыну известного ювелира). Это художник, технолог и успешный предприниматель, увлеченный цветным стеклом. Тиффани основал процветающую фирму, занимающуюся выполнением всех видов заказов на оформление общественных и частных зданий. На технических нововведениях производстве цветного стекла Тиффани составил солидный капитал, запатентовав переливчатое стекло так называемое "кафедральное". Основанная им фирма Tiffany Studios с трудом справлялась с растущим числом заказов на оконные витражи. Приходилось сотрудничать с другими дизайнерами. Предприятие расширялось, пополнялось новыми цехами мебели, керамики, металлоизделий, ювелирных украшений, эмалей и выдувного стекла.

В проектировании витражных окон участвовали такие великие художники как Анри Матисс, Тулуз-Лотрек, Марк Шагал. Их работы вошли в число лучших произведений витражного искусства. Одним из новаторов витража был Френк Ллойд Райт, талантливый архитектор и дизайнер. Райт чувствовал что стекло лучше других архитектурных материалов наполняет пространство светом и узором. Он активно использовал чистое, прозрачное и цветное стекло на протяжении всей своей деятельности. Постоянно развивая новые идеи  Райт экспериментировал с переплетами витражей, стараясь усовершенствовать дизайн витража, варьируя ширину и покрывая переплеты различными материалами. Переплеты служили в качестве самостоятельного декоративного элемента.

После Второй Мировой Войны возрождение искусств и дизайна совпали с архитектурным бумом восстановления разрушенного. Витражное  дело вступило в новую эру экспериментов  и широкого общественного интереса. Было основано движение современного студийного стекла, в программах художественных школ стали появляться курсы стеклоделия. Реконструкция и оживление экономики были невозможны без крупных  строительных программ, что в конечном счете привело к стремительному росту числа заказов на витражное стекло, как религиозной так и светской тематики. Проектированием витражей занимались художники работающие в современных стилях экспрессионизма, абстракционизма и поп-арта. Изобретение стеклопроката, позволило художникам вплавлять стекло в бетон одновременно усиливая его прочность, и дало возможности создания целиком стеклянных стен, таких как цельностеклянная витражная башня Музея современного искусства.

В современном мире технику цветного стекла преподают на телевизионных курсах, в популярных журналах, местных художественных центрах образования. Цветное стекло встречается на ремесленных выставках, где любители и профессиональные художники разбивают палатки и продают творения рук своих. Не имея ничего общего с величайшими окнами средневековых соборов или даже с творениями "Арт-Нуво". Эти изделия воплощают в жизнь цель: предметы ручной работы в каждый дом.